zhdanova_marija: (фото)
[personal profile] zhdanova_marija
Сегодня нельзя не сказать о блокаде. Читала в детстве рассказы о голоде в осажденном городе и мандаринах, которые везли по "Дороге жизни". А когда переехала сюда, побывала в Музее блокады, и так случилось, что там в то же время была и группа ветеранов - живых свидетелей. Они дополняли рассказ экскурсовода. Потом по работе столкнулась с разнообразной информацией - уже второй год участвую в подготовке выставки к годовщине снятия блокады.

Это было страшное время. Нам и не представить сейчас, конечно. А еще меня не оставляет мысль, что осада была карой Божьей городу, носившему такое имя. Почти всю войну Ленинград провел в мучительных пытках. Не все жители смогли остаться людьми, но сколько было тех, кто победил смерть и смог идти дальше! Они и сейчас живы, они помнят, и мы должны помнить о том, что было здесь.

Это стихотворение было написано 70 лет назад, но плакать от этих строк хочется и сейчас.

...И снова мир с восторгом слышит
Cалюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
Освобожденный Ленинград!

...Мы помним осень, сорок первый,
Прозрачный воздух тех ночей,
Когда, как плети, часто, мерно
Свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач,
Твердили, диким взрывам внемля:
— Ты проиграл войну, палач,
Едва вступил на нашу землю!

А та зима... Ту зиму каждый
Запечатлел в душе навек —
Тот голод, тьму, ту злую жажду
На берегах застывших рек.

Кто жертв не предал дорогих
Земле голодной ленинградской —
Без бранных почестей, нагих,
В одной большой траншее братской?!

Но, позабыв, что значит плач,
Твердили мы сквозь смерть и муку:
— Ты проиграл войну, палач,
Едва занес на город руку!

Какой же правдой ныне стало,
Какой грозой свершилось то,
Что исступленною мечтой,
Что бредом гордости казалось!

Так пусть же мир сегодня слышит
Салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит!
Победоносный Ленинград!

Ольга Берггольц
27 января 1944

Date: 2014-01-27 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] zel-lenka.livejournal.com
тебе не довелось прочесть "Блокадную книгу"?

Лучший документ, который вообще я когда-либо читала о блокаде, это дневник 16-летнего мальчика Юры Рябинкина. Он погиб, вероятно, в январе-феврале 1942, не сумев эвакуироваться вместе с мамой и младшей сестрой - мать просто уже не смогла его вывезти (и сама умерла на первой же станции на воле, жива осталась только дочь).

Он писал дневник с июня 1941 до начала января 1942. Этот дневник напечатан во второй части "Блокадной книги" - наряду с еще двумя (дневником ученого-архивиста с Васильевского острова и дневником матери, спасавшей двоих своих малышей зимой 1942).

Я знаю, что сейчас по его дневнику поставлен спектакль "Юра" http://vk.com/jurau2 . Честно говоря, еще в свои 16-ти лет, когда я это прочла, я сразу поняла, как потрясающе это выглядело бы в сценическом воплощении. Если это вообще возможно, конечно.

Будет время - прочти, только полностью.

Последние страницы http://modernlib.ru/books/adamovich_ales_mihaylovich/blokadnaya_kniga/read_32/

Date: 2014-01-27 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] zhdanova-marija.livejournal.com
Спасибо! Хорошо, что и спектакль поставили.
"Блокадную книгу" читала не целиком, отрывки оттуда использовали как раз сейчас на юбилейной выставке. Книга пронзительная, да, уже видела, как люди в слезах отходят от стендов, прочитав лишь кусочек.
Прочитаю обязательно.

Date: 2014-01-27 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] lianiana.livejournal.com
Вчера вечером успели заглянуть на Итальянскую улицу, там сейчас инсталляция блокадного Ленинграда.. Мне понравилась идея и воплощение неплохое, там можно почувствовать немного, как это было.. Особенно сейчас, на морозе. У меня слезы наворачивались от объявлений и стихов, от хроники..

Date: 2014-01-27 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] zhdanova-marija.livejournal.com
Молодцы, что съездили.
Да, читать все это больно и страшно.

Date: 2014-01-27 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] childheart-np.livejournal.com
Лет 10 назад я писала в местной газете очерк о блокадниках. Их тогда оставалось в живых гораздо больше, чем сейчас. Ходила к ним домой, слушала рассказы, плакала при них же - не было сил сдержаться. Страшно, очень. И мы всегда должны помнить подвиг людей, которые проходили и прошли это жуткое испытание. С Днем Снятия Блокады!

Date: 2014-01-27 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] zhdanova-marija.livejournal.com
Ох, представляю, как это тяжело.
С праздником!

Date: 2014-01-27 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/amor_/
Мы с тобой немного говорили об этом, да и вчера мы вспоминали с Юлей наших бабушек, у нас по обоим линиям семьи жили в Питере в то время и сами прошли все это. Наверное, поэтому мы не часто про это говорим, но помним как совершенно живое. Я по сути не вникаю, где какие выставки или мероприятия на эту тему, но понимаю, что для других поколений это очень важно. Чтобы не забыли и чтобы отношение не изменилось. Сейчас очень часто многие события прошлого интерпретируются издалека совершенно не так, как это того заслуживает.

Date: 2014-01-27 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] zhdanova-marija.livejournal.com
Да, меня впечатлила история твоей бабушки.
Знаешь, у меня дедушка-ветеран, и, хотя он никуда не ходит, ему тоже важно, что памятные мероприятия устраиваются. Пока есть хотя бы один живой свидетель тех дней, необходимо устраивать праздник. Насколько это важно для следующих поколений, мне сложно сказать. Рано или поздно все уходит в историю, и это даже хорошо в каком-то смысле.

Date: 2014-01-27 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/amor_/
Да, для ветеранов это тоже важно. Я, скорее, имела в виду то, как это воспринимается нами, у кого есть такие бабушки-дедушки. Мы хоть и не всегда ходим на мероприятия, не всегда что-то читаем и т.п., но у нас осталась память от живых очевидцев. Ни я, ни ты этого не забудем. А вот как это воспринимают и будут воспринимать те, у кого уже нет никого из таких очевидцев и участников событий? Конечно, все уходит в историю, это нормально. Но важно, чтобы осталось понимание трагедии. Сейчас полно молодых людей, которые осуждают празднование 9 мая, не понимая значения этого праздника, не уважая память ветеранов и людей, переживших войну. Мне лично странно это наблюдать, но время идет, и вот такое отношение появляется откуда-то.
В общем-то Микки как раз в тему вспомнила ниже об этом.
Блокада - очень сложная страница в истории войны в том смысле, что это хоть и подвиг, но вынужденный и подвергавшийся умолчанию, поскольку по сути власти не отдавали город противнику, расплачиваясь тысячами жизней мирных людей, умалчивая потом факты людоедства, мародерства и прочие позорные и страшные подробности того, как люди сходили с ума от голода. Сейчас наконец говорят о том, что в истории не было ни одной подобной ситуации, это уникальный пример того, что может быть с целым городом, помещенным в вынужденную изоляцию на несколько лет. Ситуация, повторения которой нельзя допускать.
Ну, и про музей история действительно печальная.

Еще интересный пост на тему: http://sadalskij.livejournal.com/1599027.html
Правда, предупреждаю, пост страшный. Я-то с раннего детства привыкла ко всем этим рассказам и фото, но на всякий случай говорю.
Edited Date: 2014-01-27 11:27 pm (UTC)

Date: 2014-01-28 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] zhdanova-marija.livejournal.com
Страшный пост, да. Спасибо за ссылку.
В прошлом году перед Днем Победы мне попался пост, автор которого высказался против праздненств, говорил, что не надо тратить деньги на парады, и там отвечали, что "цепляться" за все это - действительно уже ни к чему, надо смотреть вперед. Я возразила тогда - но только из-за того, что еще живы участники войны. Нужно помнить, нужно уважать, но представить себе, что и лет через 20-30 будет то же самое, как сейчас, - это странно. Понимание должно быть, поддерживаю, но считаю правильным, если со временем масштаб памятных мероприятий уменьшится. Но пока есть хотя бы один, кому можно поклониться в ноги, все должно быть так же живо.

Date: 2014-01-28 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] 01mikki.livejournal.com
Да, конечно, когда уйдет последний свидетель тех лет, все изменится. Так должно быть, это жизнь.
Вот только так хотелось бы, чтобы человечество усвоило урок.
То, что в ходе этой войны одни люди делали с другими людьми же, не видя в них человека, наделенного душой, созданного Богом, думающего и страдающего человека, такого же, как ты сам - это запредельно.
Идея границ( не гос.границ, а границ между людьми) в ней была доведена до максимально высокой точки,до такого абсурда, что другой человек становился даже не врагом, а неким расходным биоматериалом. Это очень страшно.






Date: 2014-01-28 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] zhdanova-marija.livejournal.com
Спасибо за песню, трогательная.
Для тех, кто родились недавно, Великая Отечественная война будет не намного ближе, чем Отечественная война 1812 года. Наверное, человечество не способно усвоить уроков. Как сказано в "Зеленой миле": "И так - каждый день, и так - во всем мире"...

Date: 2014-01-27 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] 01mikki.livejournal.com
Ох, Маша, это действительно страшно.
Гранин рассказывал об пленном немце, которого он вел на допрос прямо по улицам Ленинграда. И тот все время бормотал: «Этого не может быть. Я вижу всего лишь сон…»
_

Нам само собой кажется,что вот была блокада, был голод, холод, люди умирали, страдали и т.д.Был этот ужас и все об этом знают, слышали что-то.
А ведь был момент в послевоенной истории, когда все это было объявлено просто мифом, пропагандистской ложью.
Ладно, на официальном уровне, но ведь и "обычные" люди порой не хотели верить блокадникам.
"Рима Гордон, блокадница Ленинграда: - Люди не верили. Не может такого быть. Это, конечно, было для нас трагедией".

Люди пережили такой ужас, но им было отказано в праве называть пережитое ужасом, в праве рассказывать правду о блокаде и т.д.
"Только врагам мог понадобиться миф о блокаде....Откуда вы набрали столько ужасов? Были, конечно, отдельные, единичные случаи, но они не типичны. Были в стране и в Ленинграде временные трудности. Их переживал весь советский народ. Никакой изоляции Ленинграда не было. Товарищ Сталин всегда был с вами"(Маленков)
А момент непосредственного разгрома Музея Блокады, когда прямо во дворе сжигали экспонаты из музея?
Мне кажется, что хорошо бы, чтоб об этом тоже говорили.Потому что, как ни горько, это тоже про нас.
Edited Date: 2014-01-27 10:41 pm (UTC)

Date: 2014-01-28 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] zhdanova-marija.livejournal.com
Да, об этом обязательно нужно знать, и необходимо помнить.
Слова немца про то, что это лишь сон, о многом говорят...

Date: 2014-01-28 02:25 am (UTC)
From: [identity profile] intrusa00.livejournal.com
Знаешь, по-моему, о блокаде и говорить страшно....Нам не представить. Полно постов в ленте, а я даже не знаю чего написать в коментариях. Мне кажется, это так невероятно страшно, что все эти помпезные праздники - просто как танцы на кладбище.

Date: 2014-01-28 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] zhdanova-marija.livejournal.com
Что-то тут есть, конечно. С другой стороны, проходят и минуты молчания, и встречи с блокадниками. Не во всем чувствуется помпезность или что-то на показ, и это хорошо.

Profile

zhdanova_marija: (Default)
zhdanova_marija

January 2015

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25 262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 08:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios